Памятка по упрощенному оформлению дорожно-транспортных происшествий с незначительным материальным ущербом без привлечения сотрудников Госавтоинспекции

Версия для печати
Понятие дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) определено в п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), и означает событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (получение транспортным средством механических повреждений при падении деревьев, сосулек, в результате схода снега с крыш и т. п. дорожно-транспортным происшествием не является).
В соответствии с п. 2.5 Правил дорожного движения водитель транспортного средства, причастный к ДТП, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещая предметы, имеющие отношение к происшествию.
Пунктом 2.6.1 ПДД РФ установлено, что если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Основным документом, составляемым на месте ДТП, является схема происшествия, в которой максимально подробно должны быть зафиксированы привязки положения автомобилей, участвовавших в ДТП, к стационарным объектам (мачта городского освещения, километровый столб, угол здания, дорожный знак, граница перекрестка).
Как показывает практика, подавляющее большинство водителей  транспортных средств не знают, каким образом нужно составлять схему ДТП, что необходимо на ней зафиксировать, чтобы объективно отобразить сложившуюся дорожную обстановку. Эта проблема становится еще более актуальной в связи с принятием Госдумой РФ Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном   страховании   гражданской   ответственности...",   который предусматривает в определенных случаях составление всех необходимых для получения страхового возмещения документов самими участниками ДТП, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Зачастую поверхностный подход к фиксации на месте происшествия привязки автомобилей относительно границ проезжей части и конструктивных элементов дороги приводит к тому, что в процессе производства по делу об административном правонарушении сотруднику Госавтоинспекции затруднительно восстановить реальную картину как самого происшествия, так и предшествовавших ему событий, дать объективную оценку причинам и факторам, способствовавшим совершению ДТП, что, в свою очередь, может привести к неверному определению лица, виновного в его совершении.
В сложившейся практике в процессе составления схемы ДТП водителям транспортных средств рекомендуется отображать ширину проезжей части, дорожные знаки и разметку по направлению движения транспортных средств, а также расположение транспортных средств на месте происшествия, следы, оставленные ими при торможении или перемещении до и после происшествия, осыпь отделившихся в процессе ДТП от транспортных средств частей и грунта, пятна разлившихся технических жидкостей, другие следы, имеющие непосредственное отношение к происшествию.
При фиксации конечного положения транспортного средства на месте ДТП следует указать расстояние до всех его осей от ближайшей границы проезжей части или прямой линии дорожной разметки, вдоль которой оно двигалось, а также хотя бы от одной из указанных точек до ближайшей границы пересекаемой проезжей части либо стационарного объекта: угла какого-либо здания, расположенного в непосредственной близости от дороги, конструктивного элемента дороги, километрового столбика. При наличии осыпи отделившихся в процессе ДТП от транспортного средства частей и грунта (или груза) она также должна быть максимально подробно зафиксирована на схеме с указанием размеров и привязки относительно самого транспортного средства и вышеуказанных элементов окружающей обстановки. При столкновении также необходимо указать расстояние между осями транспортных средств и при необходимости ширину колеи тормозного следа.
Под схемой (справа от схемы, на любом свободном месте листа) укажите модели, марки и государственные регистрационные знаки транспортных средств, фамилии и инициалы водителей, дату и время совершения ДТП.
Кратко перечислите видимые повреждения транспортных средств, возникшие в результате данного происшествия. Подпишите схему. На обороте листа со схемой кратко в произвольной, но однозначной для понимания форме, изложите Ваше соглашение о причине происшествия. Подпишите соглашение. Желательно произвести фотографирование (видеосъёмку) транспортных средств и обстановки на месте ДТП при помощи фотоаппарата, видеокамеры, камеры мобильного телефона или других средств фотовидеофиксации.
Помните, что подписанная обоими участниками ДТП схема приобретает статус документа, а значит - исправления и подчистки в нем не допускаются.
После того, как все перечисленные выше действия выполнены, убирайте автомобили с проезжей части и следуйте до ближайшего подразделения  Госавтоинспекции или  поста ДПС, при этом сообщив о случившемся в дежурную часть подразделения Госавтоинспекции   или дежурную часть территориального  органа внутренних дел, назвав непосредственных участников, данные о характере и месте ДТП.